admiral_hood (admiral_hood) wrote,
admiral_hood
admiral_hood

Category:

Заход по киношкам – 1980

Летом 1980 года мы с моим собратом по разуму Анатолием Л. сидели на владивостокском заводе «Эра» в комнатке под названием «бюро Авдеева», где, так сказать, проходили технологическую практику после 2-го курса политеха.



На третий день практики на заводе случился казус — в опытном образце аппаратуры контроля изоляции в аварийной ситуации зажигалась неправильная лампочка. Возникло подозрение, что на монтажном чертеже перепутали провода. Авдеев дал команду — перерисовать принципиальную схему на миллиметровку, попутно сверяя каждый провод с монтажным чертежом. Ошибку мы обнаружили через полчаса. Собственно, это была единственная полезная работа, которую мы сделали за всю практику.

За соседним кульманом сидела странная личность с алкогольным носом, напоминавшим топографическую карту. Поскольку завод «Эра» кроме военной аппаратуры выпускал товары народного потребления, алкогольная личность рисовала чертёж яблокорезки, которая представляла собой рамку с натянутыми на неё металлическими струнами:

Естественным образом возник вопрос, как в технических условиях задать силу натяжения струн.
— Напишу: первая струна — нота «до», вторая — нота «ре»… — шутила алкогольная личность и гулко хохотала над своей шуткой.

Это была единственная личность во всём бюро (кроме самого Авдеева, конечно), которая хоть чем-то мне запомнилась в этом царстве напряжённого молчаливого труда.

50% работы в отделе делал маленький довольно молодой человек, которого я запомнил по сгорбленному силуэту на фоне огромного окна. В первые дни он отнёсся к нам довольно радушно, но потом работы подвалило, и на очередную просьбу Авдеева как-нибудь загрузить практикантов он истерично, но вежливо пожелал нам слинять по известному адресу.

Мы просиживали за столом, коротая тоскливые дни, разбитые на «до обеда» и «после обеда», говорили за жизнь, рассказывали анекдоты, и в какой-то момент возникла обычная юношеская потасовка, во время которой кто-то из нас дал кому-то из нас по лбу линейкой от кульмана (сам я этого эпизода почему-то не помню, рассказываю со слов Анатолия Л.). Авдеев, наблюдавший за этим, гомерически расхохотался и сказал — идите-ка вы, ребята, нафих, в конце практики придёте, я вам подпишу дневник.

Вот так в июле 1980 года у нас образовался целый месяц относительно свободного времени, и отпраздновать нежданно обретённую свободу мы решили походом в кино. Это, собственно, и предопределило наше дальнейшее времяпрепровождение. За июль мы сходили в кино 17 раз, что было моим личным рекордом.

В августе того же года, после защиты практики, мы записались в стройотряд и отправились на окраинную станцию Садгород строить пионерский лагерь.

Строительство пионерского лагеря дало мне примерно 70% знаний о той экономической заднице, в которой находился СССР в начале 1980-х годов. Ещё 20% знаний я получил из тогдашнего сатирического журнала «Крокодил», а оставшиеся 10% — из курса «Организация производства», который в ЛЭТИ читал доцент Мамченко.

Строилось всё, откровенно говоря, как попало. Народец бухал, стройматериалы тырили все, кому не лень. Основyю работу делал контингент из стройбата, которым командовали два гражданских армянина — Акоп и Вано. Вано крайне скверно говорил по-русски и всем нам запомнился следующим диалогом:

— Дядя Вано, куда Акоп пошёл?
— На бляж.
— На блядки что ли? :~)
— Да.

Студенты из политеха строили котельную и располагавшийся рядом корпус деревянно-каркасной конструкции. В первый день работы мы с Анатолием Л. отливали в котельной бетонные опоры под установку бойлера. Сделали на совесть, несмотря на царивший вокруг бардак. Качество работы вскоре подверглось суровому испытанию. Прораб, как водится, забыл нас предупредить, что в опоры нужно замуровать стальную арматуру для крепления бойлера. Весь следующий день мы ломом долбили отверстия под арматуру. Хороший был бетон, качественный.

Через несколько дней мы заметили, что в стене бойлерной возникла глубокая трещина. Это была не наша вина, фундамент и стены делали не мы.

За месяц заработали по 100+ рублей. Для студентов по тем временам это были сумасшедшие деньги.

В это время в далёкой Москве шли Олимпийские игры. Единственный телевизор во всём лагере стоял в нашем бараке, и туркмены из стройбата повадились ходить нам по ночам смотреть бокс. Представьте себе, в три часа ночи, когда снятся такие сладкие сны, боксёр в телевизоре наносит точный удар, и ночная тишина оглашается чудовищным рёвом туркменов: «Заебись!!!»

В конце августа пришло письмо из Министерство образования, что меня переводят из нашего политехнического института в ЛЭТИ. Тогда это было модно — отправлять юные дарования из провинции на доучивание в центральные вузы. Первым дорожку в центр проложил профессор из института торговли, который отправил доучиваться в Питер своего сына. Мой отец был большим другом этого профессора и решил повторить тот же эксперимент на мне.

В Питер я приехал в начале сентября. Как водится, на месяц раньше того момента, когда приказ о моём переводе достиг деканата РТФ ЛЭТИ. Целый месяц я ночевал у родственников, благо в Питере жил и работал следователем в милиции двоюродный брат отца, а днями, чтобы не мозолить глаза, захаживал в институт и шлялся по киношкам. Буквально за неделю я по старой владивостокской привычке (Владивосток город относительно небольшой) исходил пешком весь Ленинград и знал все местные кинотеатры. Так был установлен мой новый личный рекорд — 18 фильмов за сентябрь.

Двоюродный брат отца, Виктор, человек очень простой, весёлый, позитивный, со своеобразным чувством юмора. Родился он в небольшой деревеньке Нижний Ольшан Воронежской области (откуда родом и мой отец), после армии попал в Питер, закончил юридический, удачно женился на местной девушке с комнатой в коммунальной квартире на Васильевском острове и в силу своей профессии был человеком довольно обеспеченным и особых проблем в жизни не имевшим.

В первые дни моего пребывания в Питере он купил кожаный пиджак (тогда это было очень круто и модно) и, вертясь перед зеркалом приговаривал:
— Выправка у меня военная…
— Какая военная, посмотри на своё пузо! — кричала из кухни жена.
— Ну, не военная, так ментовская!

В первый свой месяц в Питере я пересмотрел все фильмы с Жаном-Полем Бельмондо («Игра в 4 руки», «Кто есть кто?», «Великолепный»), которые шли в местных кинотеатрах. Можно сказать, что для меня это было открытие нового имени. Странно, что иностранные фильмы в Питере шли в гораздо большем количестве, чем во Владивостоке. Я это связываю с некоторой либерализацией кинопроката в связи с Олимпиадой в Москве, до Владивостока эта либерализация докатилась несколько позже.

Тогда же я посмотрел первый в своей жизни американский триллер «Бездна» по роману Питера Бенчли. Питер Бенчли был мне тогда знаком по книжке «Челюсти», которую я прочитал на втором курсе. Книжка формата «pocketbook» на английском языке попала ко мне от преподавательницы английского языка ДВВИМУ через старого школьного товарища, который там учился. Вместе с «Челюстями» в моих руках оказалась книжка «The Sewing machine man», полупорнуха про коммивояжера-продавца швейных машинок, который склонял к любви всех своих потенциальных клиенток. Книгу привёз отец другого моего школьного товарища, который плавал КГБшником на судах ДВМП.



В фильме «Бездна» наибольшее впечатление произвели девушка в мокрой майке (для советских фильмов такой эксгибиционизьм был удивителен) и два жутко перекаченных качка, бойцы схлестнувшихся между собой враждующих группировок. «Плохой» качок в конце концов замочил «хорошего» качка, но сам пал жуткой смертью, заживо съеденный барракудой в подводной пещере.



Своего рода открытием был фильм «Я боюсь». Уже тогда было заметно, что в отличие от дистиллированной американской борьбы между бобром и козлом, европейцы не жалеют дерьма для своих главных героев и не заморачиваются «хеппи эндами». В том же фильме «Кто есть кто?» борец с коррупцией г-н Бельмондо производил впечатление такого же отмороженного подонка, как и гады-коррупциорнеры, с которыми он боролся.

И конечно же, «Большие гонки» — один из немногих фильмов, которые я пересматривал в своей жизни несколько раз. Тупой ржачный фильмец, не затрагивающий чувствительные контрабасовые струны моей души и поэтому не напрягающий.
— Следующей будет машина номер пять, у нее вылетит мотор.
— Ха, машина номер пять!.. Но Макс, машина номер пять — это наша машина!
Макса играл Питер Фальк, будущий лейтенант Коломбо.

Недавно, раскапывая старые архивы, нашёл список просмотренных фильмов, который зачем-то аккуратно вёл весь 1980-й год. Всего 91 фильм, вылилось это, наверное, рублей в 30, весьма немалые по тем временам деньги.

Больше всего меня сейчас удивляет, что кино тогда занимало такое большое место в моей жизни.

Каждому фильму я ставил оценку по 10-бальной системе. Эталоном бездарного фильма (0 баллов) мне показался детектив «Прощальная гастроль Артиста». Когда Вадим Спиридонов, известный по героическим и трагическим ролям, появился в кадре в виде длинноволосого урки по кличке Артист и вытащил из-за пазухи рубашки пистолет ТТ, вес зал просто взвыл от хохота.

В эталонные шедевры (10 баллов) я записал фантастический фильм «Через тернии к звёздам». Он произвёл на меня такое сильное впечатление, что имя главной героини я выгравировал клинописью Северного полюса Юпитера на задней крышке своего любимого японского калькулятора «Sharp». Романтик был, чего там говорить, как и все мы в 18 лет. Через 9 лет я женился на девушке, которая была чем-то на неё похожа.

Как ни странно, всего 2 балла я поставил хиту тогдашнего сезона — «Пиратам XX века», несмотря на то, что сам занимался в полуподпольной секции каратэ. До сих пор считаю, что поставить во главу угла какой-нибудь вид спорта — это верный путь снять глупенький фильмец типа советского мультика «Шайбу-шайбу!». В связи с этим фильмом всегда вспоминаю фразу инструктора по рукопашному бою: «Когда воин-десантник вступает в рукопашный бой, это значит, что на поле боя встретились два раздолбая, которые потеряли всё — автомат, пистолет, гранаты, штык-нож, сапёрную лопатку…»

«Акванавты» — моментально переобозначенные в народе как «Алканавты».

«Версия полковника Зорина» — известная цитата-песня: «Из полей доносится: Налей!»

«Отель «У погибшего альпиниста» — Стругацких любил, но фильм показался каким-то мутным.

«6000 км страха» — про ралли Париж-Дакар. Потрясающе красивая женщина-штурман главного персонажа.

«Хлеб, золото, наган» — сильная сцена с динамитом, где бандита классно сыграл Эдуард Марцевич.

«Фантазия на тему любви» — сиропно-сопливая комедия, где ничего не запомнилось, кроме сиропно-сопливой роли фокусника Акопяна-младшего.

«Вечерний лабиринт» — молодая Татьяна Васильева в каком-то страшно глупеньком сюжете.

«Всадник на золотом коне» — национальное кино, романтическая история, где в роли главного героя-любовника выступал толстомордый батыр бурятской национальности. В Питере я посмотрел этот фильм во второй раз исключительно потому, что его показывали в стереоварианте (с очками-поляроидами).

«Точка отсчёта», «Ответный ход» — патриотические фильмы про десантников с молодым Галкиным. Его соратника по оружию играл Михай «Цыган» Волонтир, который нынче заделался национальным молдавским русофобом.

«Четверг и больше никогда» — трогательный, но довольно монотонный фильм с Олегом Далем.

И.т.д, и т.д., и т.д.

Остальные фильмы либо слишком известны, чтобы о них что-то писать, либо ничем особенным не запомнились.


Январь-4
1. Прощальная гастроль артиста (0)
2. Али-баба и сорок разбойников (8)
3. Дорогая Марен (1)
4. Среди коршунов (9)

Февраль-4
5. Пираты XX века (2)
6. Точка отсчёта (6)
7. Корпус генерала Шубникова (5)
8. Город принял (5)

Март-8
9. Иван Васильевич меняет профессию (8)
10. Эскадрон гусар летучих (4)
11. Кто есть кто (3)
12. Акванавты (7)
13. Огарёва, 6 (4)
14. Версия полковника Зорина (5)
15. Медвежонок в космосе
16. Отель «У погибшего альпиниста» (7)

Апрель-9
17. Операция «Автобус» (6)
18. Выстрел в спину (4)
19. Спасите «Конкорд» (9)
20. Санта-Эсперанса (6)
21. 6000 км страха (9)
22. Если бы я был начальником (8)
23. Комедия давно минувших дней (4)
24. Гражданин Лёшка (9)
25. Хлеб, золото, наган (3)

Май-10
26. Фантазия на тему любви (2)
27. Подозрительный (5)
28. Лесные фиалки (2)
29. «Мерседес» уходит от погони (7)
30. Ну, погоди!
31. Кругосветное путешествие кота в сапогах
32. Белое солнце пустыни (9)
33. Гонщик идёт на риск (2)
34. Вечерний лабиринт (7)
35. Август без императора (5)

Июнь-3
36. Через тернии к звёздам (10)
37. Всадник на золотом коне (4)
38. Где летают серебряные вороны (5)

Июль-17
39. Ночное происшествие (4)
40. Чудеса ещё случаются (7)
41. Петля Ориона (7)
42. Руки вверх (5)
43. Призрак замка Мориссвиль (8)
44. Полосатый рейс (8)
45. Наваждение (7)
46. Проделки мизантропа (8)
47. Жандарм и инопланетяне (8)
48. 33 несчастья (9)
49. Два долгих гудка в тумане (4)
50. Служа отечеству (6)
51. Седьмое путешествие Синдбада (9)
52. Расследование (5)
53. Кто заплатит за удачу (7)
54. Неуловимые мстители (6)
55. Турецкое копьё (4)

Август-6
56. Удар головой (9)
57. Миллионы Ферфакса (8)
58. Контрольная полоса (6)
59. Сицилианская защита (5)
60. Пираты Тихого океана (5)
61. Ларец Марии Медичи (6)

Сентябрь-18
62. Белый ворон (6)
63. Всадник на золотом коне (стерео)
64. Сказка, рассказанная ночью
65. Бездна (8)
66. Игра в 4 руки
67. Кто же миллиардер?
68. Лифт на эшафот (8)
69. Пропавшее золото инков
70. Я боюсь (9)
71. За спичками (9)
72. Кто есть кто (3)
73. Великолепный (9)
74. Большой барьерный риф
75. Самогонщики
76. Ограбление по…
77. Северино
78. Большие гонки (9)
79.

Октябрь-5
80. Тегеран-43 (8-9)
81. Сказочно удачливые мужчины (3)
82. О, спорт, ты — мир! (6)
83. Ответный ход (8-9)
84. Китайский синдром (9)

Ноябрь, декабрь-7
85. Тайна записной книжки
86. Хорошенькое дельце
87. Доставить живым или мёртвым
88. Снимай шляпу, когда целуешь
89. Четверг и больше никогда (9)
90. Брелок с секретом
91. Зеркало

Из чата WhatsUp:

— Это фильмы, которые я посмотрел в 1980-м году. В архиве откопал. Июль — это мы с тобой вместе смотрели во время практики на «Эре».
— Рукописи не горят.
— Сентябрь — когда я без дела слонялся по Питеру. Все фильмы с Иваном Павловичем Бельмондо посмотрел.
— В принципе, очень достойный список.
— Аха, рублей на 30 по тогдашним ценам. Цифры справа — это оценка по 10-бальной системе. «Удар головой» мы же с тобой смотрели?
— Ага, про футбол.



— Где футболиста обвинили в попытке изнасилования и посадили надолго, а он потом стал звездой футбола и отомстил всем. Это уже август? Практика в августе ещё была?
— Возможно, уж и не помню. Была защита у Алексеева…
— Чоткий фильмец. А «Турецкое копьё» в «Летнем» смотрели, его тогда ещё не снесли. Была большая толпа наших. «Чудеса ещё случаются» — тоже вместе смотрели. Про тётку, которая выжила в авиакатастрофе, а потом слонялась по джунглям. А пионерлагерь мы не в августе строили? Как раз Олимпиада шла…
— С пионерлагеря у меня было пять фото, утеряны при многочисленных переездах. И так получилось, «Кто есть кто?» с Бельмондо буквально на прошлой неделе пересмотрел. Подставы, рэкет, мелкий террор — неполный перечень средств работы инспектора полиции…
— Да, мне досадно было, что кросавчег Бельмондо так органично смотрится среди подонков-ментов. Мне, между прочим, всегда казалось, что фамилия комиссара Боровский. Посмотрел в интернете — оказалось, Боровиц.
— Как французы это выговаривали?
— Мы же выговариваем, а у французов языки лучше подвешены.
Tags: Проект «Ностальгия»
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

Recent Posts from This Journal